Крупные города

ДЕРБЕНТ

Город в Российской Федерации, Республика Дагестан, расположен на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа, в 121 км к юго-востоку от Махачкалы. Территория города замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Морской порт. Железнодорожная станция. Районный центр. Население 94,2 тыс. человек (2001). Основан в 438. Город с 1840.

 

Герб города Дербент

Герб города Дербент, принятый 21 мая 1843 года.
 

Основные отрасли промышленности: станкостроение (завод шлифовальных станков), радиопромышленность (завод «Электросигнал»), производство стройматериалов (АООТ «Дагюгстрой»). Шерстопрядильные фабрики, ковроделие (КПО «Дербент»). Производство высокосортных виноградных вин. Консервный и коньячный заводы и другие предприятия пищевой промышленности.

 

Виноградники

Виноградники в окрестностях Дербента. Дагестан славится своими сортами винограда. Особой популярностью пользуется сорт «Гадаи».

 

 

Выпечка хлеба

Дербент. Выпечка хлеба.
 

Основан иранским царем Иездигердом II (435-457 гг.) как город-крепость на северной границе персидских владений. Крепость охраняла проход между Кавказскими горами (Табасаранский хребет) и Каспийским морем, находящийся на пути между Европой и Передней Азией. В 630-х гг. Дербент захватили хазары. С 652 в составе Арабского халифата. В городе строились мечети, большая часть жителей была обращена в ислам. В 8 в. Дербент — крупный военно-политический центр Кавказа, в котором находилась резиденция наместника халифа. В 10 в., с распадом Арабского халифата, Дербент становится центром независимого эмирата. В 1071 город захватили турки-сельджуки. В 13 в. Дербент, завоеванный монголами, приходит в упадок. В 16 — начале 18 вв. в составе Ирана. В 1722 присоединен к России. В 1735 вновь отошел к Ирану. С 1743 центр Дербентского ханства, резиденция Надир-Шаха. В 1796 занят русскими войсками, в 1813 окончательно присоединен к России. С 1840 Дербент — уездный, с 1846 — посадский город. С 1840-х гг. переживал быстрый экономический подъем, связанный, в частности, с выращиванием марены — растения, из которого получали дешевый краситель. В 19 в. были развиты также садоводство, виноградарство и рыбный промысел. В 1898 через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт (ныне Махачкала) — Баку.

 

Образовательные учреждения: Дербентский гуманитарный институт, Дербентский институт искусств и культуры, Институт «ЮжДАГ», филиал Дагестанского государственного университета, филиал Московского института предпринимательства и права. Школа ковроделия.

 

Ханский дворец

Крепость Нарын-Кала. Ханский двор.
 

В Дербенте сохранилось множество историко-архитектурных памятников. В части города, прилегающей к горам, была сооружена сохранившаяся по сей день огромная цитадель (ее стены отгораживают центральную часть Дербента). У восточной стены — строения албанского времени (античного), сасанидского и арабского времени (сасанидский дворец 6-7 вв.); внизу северо-западной стены — домонгольских времен; вверху — 14-17 вв. Также среди достопримечательностей города: руины дворцовых сооружений дербентского хана, «каменный мешок» для ханских узников, бани (17 в.), гауптвахта (1828); крепостные стены Дербента с башнями и воротами (ворота Кырхляр-Капы в северной стене (6-13 вв.) и Орта-Капы в нижней стене (возведены в 6 в., неоднократно перестраивались).

 

Джума-мечеть

Крепость Нарын-Кала. Джума-мечеть.

 

 

В старой части Дербента расположен комплекс Джума-мечети, состоящей из мечети (8 в.), медресе (15-19 вв.) и трех арочных ворот (17-19 вв.), а также Кырхляр-мечеть (17 в.), Минарет-мечеть (18 в., частично перестроена в 19 в.) с единственным в Дербенте полуразрушенным минаретом (19 в.) и Чертебе-мечеть (18-19 вв.). Близ кладбища Кырхляр в северной части города находится бывший Ханский мавзолей (1787-88), бани (17-18 вв.), подземные цистерны (17 — начало 19 вв.) и остатки караван-сарая (17-18 вв.). 

 Внутреннее убранство Джума-мечети

Крепость Нарын-Кала. Внутреннее убранство Джума-мечети.

 

 

Армянский храм

Дербент. Армянский храм.

 

 

БУЙНАКСК

(до 1922 Темир-Хан-Шура), город в Российской Федерации, Республика Дагестан, расположен в предгорьях Большого Кавказа, на р. Шура-Озень, в 41 км к юго-западу от Махачкалы. Узел автомобильных дорог. Железнодорожная станция. Районный центр. Население 55,9 тыс. человек (2001). Основан в 1834. Город с 1866.

 

Герб Буйнакска

Герб г. Темир-Хан-Шуры (ныне г. Буйнакск). Утвержден 5 июля 1878.
 

Основные промышленные предприятия: ОАО «Буйнакский агрегатный завод»; приборостроительный и шиноремонтный заводы. Фабрики: мебельная, обувная, трикотажная, швейная. Консервный завод (вырабатывает варенья, джемы, компоты).

 

Буйнакск называют воротами в горы, именно через него проходят дороги во многие горные районы. В конце 16 в. на этом месте разбил лагерь завоеватель Тамеpлан. Впоследствии здесь возник аул Темиp-Хан-Шуpа, который в 1866 получил статус города и до 1921 был столицей Дагестана. В 1921 был переименован в Буйнакск в честь революционера У. Д. Буйнакского.
Образовательные и культурные учреждения: Дагестанский исламский институт имени Сайфуллы Кади, филиал Дагестанского государственного университета, филиал Московского института предпринимательства и права. Аварский драматический театр. Историко-революционный музей.

 

В Буйнакске находятся крупнейшие на Северном Кавказе мечеть и медресе. В окрестностях города сохранились наскальные изображения конца II — начала I тыс. до н. э.

 

В окрестностях Буйнакска расположена климатическая курортная местность (противотуберкулезные санатории и др.).

 

 

 

ХАСАВЮРТ

Город в Российской Федерации, Республика Дагестан, расположен в южной части Терско-Сулакской равнины, на р. Ярыксу, в 82 км к северо-западу от Махачкалы. Железнодорожная станция. Районный центр. Население 87,0 тыс. человек (2001). Основан в 1846. Город с 1931.

 

Основные отрасли промышленности: производство стройматериалов (ОАО «Хасавюртский кирпичный завод», заводы железобетонных изделий); приборостроительный завод. Швейная и мебельная фабрики. Развита пищевкусовая промышленность, ориентированная на переработку местного сельскохозяйственного сырья: консервный комбинат (фруктовые, овощные, мясные консервы), мясокомбинат, молочный и винодельческий заводы.
Основан как военное управление Хасавюрт — кумыкское «селение Хасава». С 1867 слобода. В конце 19 — начале 20 вв. торговая слобода. Город Хасавюрт с 1931.

 

В Хасавюртовском районе находятся древние скифские захоронения (курганы).

 

 

 

КАСПИЙСК

Каспийск

Город в Российской Федерации, Республика Дагестан, расположен на берегу Каспийского моря, на Приморской низменности, близ предгорий Большого Кавказа, в 14 км от железнодорожной станции Махачкала. Население 70,0 тыс. человек (2001). Основан в 1932. До 1947 поселок Двигательстрой. Город с 1947.

 

Основные промышленные предприятия: заводы «Дагдизель» (дизельные моторы для морских судов), точной механики, камнеобрабатывающий, кирпичный. Фабрики: текстильно-галантерейная, «Универсал». ТЭЦ. Зверохозяйство.

 

Возник как рабочий поселок Двигательстрой при строительстве завода двигателей.

 

Образовательные и культурные учреждения: механический факультет Махачкалинского политехнического института; краеведческий музей; музей дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя С. Амет-Хана.

 

Особенности наукоемкого машиностроительного и приборостроительного производств стимулировали развитие собственного научного потенциала. Поэтому в Каспийске был создан конструкторско-технологический отдел Ленинградского НИИ "Гидроприбор". Широкую известность приобрели труды каспийских ученых - академика Академии космонавтики Ш. Г. Алиева, докторов наук М. М. Абачараева, А. Д. Амаева, Г. С. Гамидова, профессора А. М. Амадзиева. В нашем городе инженеров работает свыше 20 кандидатов наук.

С 1992 года завод находится в полосе обвальной конверсии. Первоначально правительство Егора Гайдара даже ставило вопрос о так называемом "нулевом варианте", то есть о полном прекращении финансирования оборонной отрасли, но до этого, слава Богу, не дошло. "Наверху" поняли, что вместо того, чтобы переводить прекрасно оснащенные заводы военно-промышленного комплекса на выпуск кастрюль или колбасных автоматов, гораздо выгоднее оставить их в прежнем качестве и не уступать своего места в мировой торговле оружием. Сейчас появились все признаки того, что Россия начинает восстанавливать свои утраченные было позиции в этом виде бизнеса, с чем "Дагдизель"и связывает надежды на оздоровление и восстановление основного производства.

Несколько тяжелых последних лет снова показали лучшие качества наших людей — терпение, здравомыслие, умение сохранить веру в будущее. Спасибо им за это. Выстоял коллектив и потому, что извлек уроки из конверсии, что готовился к ней заблаговременно еще с 1988 года. Достаточно сказать, что в последние годы "Дагдизель" освоил выпуск около тридцати изделий гражданской продукции - от электромясорубок и мебели до камнерезных машин и пневматического инструмента.

Положение сейчас, конечно, очень сложное, но появился свет в конце тоннеля, чем можно считать понимание в правительстве особой роли ВПК в экономике страны. Да и сам завод, ставший недавно акционерным обществом, все более умело приспосабливается к рыночным реалиям. Так что в будущее мы смотрим с надеждой.

 

КИЗЛЯР

Город в Российской Федерации, Республика Дагестан, расположен на Прикаспийской низменности, в дельте р. Терек, в 170 км к северо-западу от Махачкалы. Узел автомобильных дорог. Железнодорожная станция. Районный центр. Население 46,1 тыс человек (2001). Основан в 1735. Город с 1785.

 

Герб города Кизляр

Герб города Кизляр был утвержден 7 сентября 1842 года. В верхней половине щита орел с разорванными цепями Прометея, сидящий на горе, в нижней — ветви винограда.
 

Экономика

Основные промышленные предприятия: АО «КЭМЗ» (электробытовые приборы), «КЭАЗ» (микропереключатели, товары народного потребления); швейная фабрика. Пищевая промышленность: винно-коньячный завод (с 1885), нижнетерский консервный завод (производство фруктовых и овощных консервов), АО «Маслозавод», «Хлебозавод», «Золотой теленок» (мясокомбинат) и др. В Кизлярском районе выращивают рис и виноград. Обнаружены месторождения термальных вод.

 

История. Культура

В районе современного Кизляра еще в 16 в. были основаны русские пограничные крепости Терки-1 (1567), Терки-2 (1579), Терки-3 (1589). Поселение Кизляр впервые упоминается в 1652. Уничтожено наводнением в 1725. В 1735 генерал-аншефом В. Я. Левашовым была основана первая русская крепость системы пограничных Кавказских укрепленных линий, получившая название Кизляр. В 1831, во время Кавказской войны, город был разорен горцами, но вскоре отстроен заново. С 1860 центр Кизлярского округа (с 1905 — отдела) Терской области. В 1922 включен в состав Дагестанской АССР; в 1937-44 в составе Орджоникидзевского (Ставропольского) края, с 1944 — Грозненской области, в 1957 вновь передан Дагестану.

 

С начала 19 в. Кизляр — центр крупного района виноградарства, виноделия (в 1805 открыта первая в России школа виноделия), рыболовства и рыбной торговли. В крае было также развито садоводство, возделывание овощей, бахчевых культур, риса, разведение шелковичных коконов.

 

Культурные учреждения: краеведческий музей, дом-музей П. И. Багратиона (родился в Кизляре).

 

Достопримечательности

Достопримечательности и историко-архитектурные памятники города: здания бывшей Городской управы (ныне музей), Дворянского собрания (19 в.) и др. В Кизлярском районе, в 5 км к юго-востоку от села Некрасовка, находится древнее «Некрасовское городище» (2-3 вв.). К востоку от Кизляра, между станицами Александрийская и Крайновка, сохранились остатки Трехстенного городка» (16 в.).

Южно-Сухокумск

  Южно-Сухокумск, в Дагестане, республиканского подчинения, в 312 км к северо-западу от Махачкалы. Расположен на Терско-Кумской низменности, на северо-западе Ногайской степи, на периодически пересыхающей р. Сухая Кума, в 95 км от железнодорожной станции Кочубей на линии Астрахань - Кизляр. Связан автомобильными дорогами с посёлком Кочубей - на востоке и с г. Нефтекумск (Ставропольский край) - на западе. Население 12,5 тыс. человек (1992; 10,4 тыс. в 1979).
  Образован в 1988 из посёлка нефтяников и газовиков. Добыча нефти и газа (ПО "Дагнефть").

 

КИЗИЛЮРТ, в Дагестане, республиканского подчинения, районный центр, в 64 км к северо-западу от Махачкалы. Расположен на юге Терско-Сулакской равнины, на р. Сулак. Железнодорожная станция на линии Гудермес - Махачкала. Автомобильная магистраль (Ростов-на-Дону - Баку). Аэропорт. Население 35,3 тыс. человек (1992).
  Образован в 1963 из рабочих посёлков Кизилюрт, Бавтугай и Сулак. Центр сельскохозяйственного района поливного земледелия, виноградарства и животноводства (в том числе овцеводства). Заводы - "Дагэлектроавтомат", фосфорных солей; производство стройматериалов. Чирюртовская ГЭС (на р. Сулак).

 

ИЗБЕРБАШ, в Дагестане, республиканского подчинения, в 56 км к юго-востоку от Махачкалы. Расположен на Приморской низменности, вытянут вдоль берега Каспийского моря, с севера и запада ограждён невысокими грядами предгорий Большого Кавказа. Железнодорожная станция на линии Махачкала - Баку. Близ города проходит автомобильная магистраль Ростов-на-Дону - Баку. Население 31,7 тыс. человек (1992; 22,1 тыс. в 1979).
  Возник в 1932 как посёлок нефтяников. С 1948 ведётся добыча нефти со дна моря (с морской эстакады). Город - с 1949. В современном И. - завод электротермического оборудования, добыча минерального строительного сырья, предприятия пищевой промышленности. Даргинский драматический театр.

 

ДАГЕСТАНСКИЕ ОГНИ, в Дагестане, республиканского подчинения, в 118 км от Махачкалы. Железнодорожная станция Население 23,3 тыс. человек (1992). Город с 1990. Заводы: стекольный, кирпичный, винный; производство ковров.

Стерилизатор на Avito автоклав. Стерилизатор для. . Недорогие двери на заказ в Москве - http://prestige-mdt.ru/nestandartnyie.html
Новости
RSS
Республика Дагестан
Махачкала
География и климат
Экономика
История
Культура
Крупные города
Органы власти
Обратная связь
Каталог компаний







Яндекс.Погода


.